Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус  Тольяттинский троллейбус
40-летию тольяттинского троллейбуса посвящается...
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУС


Статистика посещений







Rambler's Top100
Яндекс цитирования


  Виды боковых маршрутных указателей троллейбусов г. Тольятти

   
   До июня 2004 года в каждом из трех троллейбусных депо Тольятти были свои оригинальные боковые маршрутные указатели – не одного, а сразу нескольких видов. Однако прежний порядок был нарушен и различия между боковыми табличками троллейбусных депо из четких и легкоугадываемых постепенно превращаются в более размытые.

  Маршрутные указатели троллейбусного депо № 2

      Самый распространенный вид боковых маршрутных указателей троллейбусного депо № 2 появился в конце 80-х годов. На желтом фоне черным цветом был указан номер маршрута (слева), наименование конечных пунктов, названия улиц и проспектов, по оси которых пролегает маршрут (в центре) и небольшой схематичный рисунок, отражающий главное назначение маршрута (справа). Все маршрутные указатели изготавливали из металла, причем это было обязательным правилом. Выглядели эти таблички вот так (для увеличения снимка нажмите на уменьшенное изображение):

      

      В середине 90-х годов внешний вид таких маршрутных указателей заметно преобразился. Желтый фон сменился красным, зеленым, коричневым, голубым или темно-синим, а цвет шрифта стал белым. Стиль указателей остался неизменным – сохранились размеры надписей, на своем месте остались и рисунки. Такие указатели используются в депо № 2 и в настоящее время, правда, их количество с каждым годом сокращается.

     Для указателей маршрутов, завязанных на Волжский автомобильный завод (№№ 5к, 9, 10, 11, 11к, 15), в качестве схематичного рисунка была
выбрана ладья – символ автогиганта:

                           

             

     Для маршрутов, курсирующих внутри Автозаводского района по его основным магистралям (№№ 12, 13, 14, 20), было выбрано
изображение дворца спорта «Волгарь». Исключением среди внутрирайонных направлений стали только указатели ныне закрытого маршрута № 17, на которые в виде рисунка была нанесена гостиница «Спутник»:

             

     Для маршрута № 18, связывающего Автозаводский район с Центральным, был определен рисунок завода «Трансформатор» - конечного пункта маршрута.

     На указателях маршрута № 19, одного из самых длинных в России, связывающего все три района Тольятти, появилось
изображение небольшого катера, рассекающего волны, над которым кружились чайки. Сюжетом рисунка указатели обязаны конечному пункту
маршрута – городскому речному вокзалу:

      

      

     Единственным маршрутом депо № 2, чьи указатели обделили схематичным рисунком (в виду специфики своего назначения), оказался маршрут № 25э, следующий из Автозаводского района через Центральный и Комсомольский до так называемого нового городского кладбища.

      В мае 2001 года в депо № 2 произошла радикальная смена боковых указателей – изменился их внешний вид и качество. Цифры и буквы были нанесены на указатели в виде самоклеек, причем номер маршрута располагался в отдельном синем квадрате слева, а названия улиц и наименования конечных пунктов – на белом фоне. Схематичные рисунки, сопутствующие каждому маршруту, были разработаны сначала на компьютере, а затем перенесены на указатели в виде отдельных наклеек. К сожалению, новые современные трафареты очень быстро износились, клееные буквы и рисунки пришли в негодность и спустя три года в депо № 2 решили вернуться к старым металлическим указателям. В настоящее время указатели-самоклейки не используются, но изредка их еще можно видеть на отдельных троллейбусах:

      

      Но после возвращения к старым указателям список их видов немного расширился. В 2004 году вместе с металлическими указателями стали использоваться и таблички из ДВП, окрашенные в белый цвет, на которые наносились черные надписи и черные схематичные рисунки. При этом размер и стиль шрифта оставался неизменным, родным для депо № 2:

             

      В конце 2006 года и по настоящее время в депо № 2 стали использовать новые указатели, на большинстве из которых сменился не только размер и стиль шрифта, но и, к сожалению, исчезли схематичные рисунки. Новые боковые таблички изготовлялись (изготавливаются и сейчас) из ДВП, на белый фон наносятся черные надписи. Однако среди новых указателей есть и исключения, на которых вопреки общему принципу схематичный рисунок, отображающий назначение маршрута, все-таки сохранен. Правда, таких исключений очень немного:

                                  

                    

      

  Маршрутные указатели троллейбусного депо № 1

      В троллейбусном депо № 1, закрытом в 2004 году, предпочитали не экспериментировать с внешним видом маршрутных указателей и всегда придерживались двух образцов с периодическими и весьма незаметными вариациями. Правда, стиль надписей на одном из образцов (узкие и продолговатые символы) был крайне неудобным для пассажиров – слова и цифры читались весьма плохо, а при достаточном износе таблички не читались вообще:

             

      

      

      После закрытия депо № 1 наиболее объемная часть троллейбусов была переведена в депо № 3, а меньшая – в депо № 2. Вместе с троллейбусами «переехали» и родные для депо № 1 маршрутные указатели, которые сейчас вовсю используются на маршрутах.

  Маршрутные указатели троллейбусного депо № 3

      Еще более консервативно подходили к внешнему виду маршрутных указателей и в троллейбусном депо № 3: с момента основания депо до конца 2004 года стиль их оригинальных табличек не менялся ни разу:

      

      

  Путаница

      В 2004 году, спустя несколько месяцев после закрытия депо № 1, во внешнем виде используемых в депо № 2 и депо № 3 указателей произошел своеобразный перекос. Причем произошел он по причинам, неясным до сих пор. Упорядоченная до того система изготовления и использования маршрутных табличек из образцовой превратилась в хаотичную. В результате на улицах города появились троллейбусы с боковыми указателями, где номер маршрута был написан стилем и размером родного шрифта депо № 3, а наименования конечных пунктов и названия магистралей, по которым пролегает маршрут, стилем шрифта, характерным для депо № 2. Кроме того, на троллейбусах и родных маршрутах депо № 3 появились и такие таблички, где и номер маршрута и прочие надписи были сделаны в родном стиле депо № 2. Но вскоре и в депо Автозаводского района обнаружились указатели уникальных для депо № 2 маршрутов, на которых надписи были выполнены в стиле, принятом в депо № 3. Появилась также масса еще более комбинированных вариантов маршрутных указателей. Этот беспорядок среди боковых указателей царит и по сей день, все новые и новые таблички-мутанты продолжают появляться на троллейбусах обоих оставшихся в Тольятти депо:

                                         

                    

  Специальные маршрутные указатели

      Кроме штатных и многочисленных указателей маршрутов, во всех троллейбусных депо города существовали также специальные указатели, такие как «За рулем стажер» или «Учебный». Эти таблички по внешнему виду, стилю и размеру абсолютно аналогичны обычным указателям и до сих пор ставятся в троллейбусах на штатное для маршрутных указателей место.

      В троллейбусных депо Тольятти существовало (или существует и сейчас) множество указателей, выполненных на металле или куске ДВП.

     В депо № 2 это таблички «В депо», «Учебный», «Заказной», «Служебный», «За рулем курсант», «За рулем стажер»,
«До кольца автолюбителя» (для троллейбусов маршрутов №№ 18 и 19), «До 7 кв.» (для троллейбусов маршрутов №№ 9, 10, 11, 11к, 12, 15),
«Следует по Спортивной» (для троллейбусов маршрута № 10), «По Московскому проспекту» (для троллейбусов маршрутов №№ 12, 13, 14, 20),
«До УВД».

     В депо № 3«Учебный», «За рулем курсант», «За рулем стажер», «Азотреммаш» (для троллейбусов маршрута № 21), «До мясокомбината» (для троллейбусов маршрута № 21).

     В закрытом ныне депо № 1 также были стационарные указатели: «В депо», «Учебный», «За рулем курсант», «За рулем стажер», «Волгоцеммаш» (для троллейбусов маршрута № 2 до 1993 года):

      

      Во многих городах России подобная дополнительная информация изначально размещена на специальных указателях, однако для Тольятти такие специальные таблички скорее редкость, поэтому о них стоило упомянуть особо. Сейчас все дополнения к маршруту, информация о его изменении или какие-то прочие сообщения, расписываются на бумаге и по понятным причинам не живут долго. В настоящее время стационарные спецуказатели используются на троллейбусах достаточно редко, но все же это случается.

  Персональные маршрутные указатели

      Для отдельных троллейбусов существуют особые персональные боковые маршрутные указатели. Они были изготовлены по просьбе некоторых водителей, руками самих водителей или по специальному указанию руководства того или иного троллейбусного депо. На каких-то троллейбусах такие таблички существуют для выборочных маршрутов, на каких-то – для всех направлений.

     Первым в перечне троллейбусов, чьи трафареты заметно отличаются от всех прочих, стоит машина № 2460 («Тролза-620501»). Она поступила в город в 1998 году в качестве приза за первое место во всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди водителей троллейбусов. Кроме присвоения этому троллейбусу внеочередного «круглого» инвентарного номера (предыдущий троллейбус имел номер 2458, а машина с номером 2459 появилась только в 1999 году), для него также изготовили фирменные передние и боковые маршрутные указатели из стеклопластика. Спустя несколько лет боковые таблички этого троллейбуса пришли в негодность, но передние служат до сих пор и находятся в удовлетворительном состоянии.

     Отличные от прочих боковые таблички существуют и для троллейбуса № 2331 (бывш. № 1331). Они изготовлены из ДВП, где на белом фоне черным цветом и родным стилем депо № 2 указан номер маршрута, наименования конечных пунктов и названия улиц. Отличительной особенностью табличек этого троллейбуса является необычно крупный размер номера маршрута. Известно, что в 2005 году по просьбе тольяттинского отделения Всероссийского общества слепых в троллейбусном депо № 2 изготовили множество табличек с заметно увеличенным номером маршрута. Однако все эти указатели были передними (на троллейбусах депо № 2 они используются и сейчас) и только один комплект боковых указателей (по одному для каждого маршрута) был изготовлен в таком варианте. Именно он достался троллейбусу № 2331.

     Уникальные боковые указатели есть и у троллейбуса № 2431. Стиль номера маршрута и прочих надписей на трафарете заметно увеличен в размерах и неровный, буквы в словах непривычно витиеваты и так же неровные. К сожалению, история происхождения этого комплекта табличек до сих пор неизвестна, предположительно комплект является самодельным:

      

     Свои оригинальные боковые таблички имеет также троллейбус № 2437. Они полностью аналогичны родным указателям депо № 2, однако информация нанесена прямо на необработанный и некрашеный кусок ДВП голубым цветом. Вероятнее всего этот комплект табличек был изготовлен наспех, но, несмотря на это, он нестандартный и постоянный для одного и того же троллейбуса.

     Аналогичные троллейбусу № 2437 маршрутные указатели есть и у троллейбуса № 2439:

      

        Евгений Леонтьев

        В качестве иллюстраций использованы фотографии из собственной коллекции автора и архива Артема Веселова.



Hosted by uCoz